Шляпник (russhatter) wrote,
Шляпник
russhatter

Category:

Быть бы мне поспокойней: не казаться, а быть...

Ссылка-раз:
Любимая песня любимого автора, о которой пойдёт речь:
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=4085
Ссылки-два, об дореформенную орфографию:
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2099233.html?thread=120433441#t120433441
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2099233.html?thread=120432673#t120432673
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2100228.html


* * *
Никогда не принимал впрямую простой и ясный призыв, содержащийся в любимой песне. Главный персонаж песни переживает и осуждает себя за ошибку - не вышел на площадь - почему бы и нам, мне не присоединиться? Это же так просто! Но нет, это слишком просто...
Я всегда принимал этот призыв, и болезненно переживал - но не впрямую, а во всей своей сложности. Можешь выйти на площадь - в тот назначенный час? Всё также, не проще Век наш пробует нас!
О чём средняя часть этой трёхчастной песни? О, это чёткая и ясная история то ли полковника, то ли генерала (кажется, смутным прототипом является генерал Раевский? Гвардии полковник, князь Сергей Петрович Трубецкой. Но в его уста вложены немыслимые для генерала слова "а не прапор" - зачем-то...) О том, что его слава - лучинная, а у тех, кто вышел на площадь - солнечная. И вот я сижу, примерно два века спустя после описанных событий и прикидываю: для меня "лучинная" слава боевого офицера - ни фига не лучинная, а "солнечность" славы декабристов вызывает лишь грустную усмешку. Значит, Галич соврал? Да нет, он правду сказал, и сказал очень хорошо.
Человек может ошибаться - и, собственно, какое право мы имеем судить ЗА того полковника. Это он сам посчитал, что куда как мудро себя объявить в отъезде, это его мнение, что из-за этого шага его слава меркнет, это ему важно - а нам-то что? Ошибался он - или ошибался в том, что ошибся?... Можно ведь и так - и так?...

Нам показали одну историю одного человека -... а сколько этих историй? Сколько тут причастных? Да, все...

А нас - также, не проще, пробует наш век. И нам - тоже трудно, и нам надо принимать решения, про которые никто и никогда нам не даст ответа: а правильные ли они были? Сейчас - ну очень просто выйти на площадь. И - главное - легко уйти с неё потом, ничуточки не пострадав. Не слишком ли просто? Значит, главная проблема - беда - в том, чтобы понять, а действительно ли это тот, правильный назначенный час? Или - ладно бы в переносном, а то ведь и в буквальном смысле - знамя так называемой "свободы" прикручено к сливному бачку сортира? Вот то-то и оно, что не проще. Всё также. Набормотано столько, наколдовано столько, что пойди - повтори!...

В конце концов: полковнику - тому, кто в битвах сражался стойко - ведь страшно выходить на площадь. Ужас как страшно! Но хочется: и ведь не потому, что там можно было победить, а потому, что это ОЧЕНЬ ВАЖНО в правильный момент быть на площади! Не кому-нибудь, а ему самому!... Потому, что есть вещи пострашнее простого страха. Страх - ошибиться!

* * *
Я ни строчки не написал в своей жизни в дореформенной орфографии, я даже не старался ни разу. Всерьёз читать по дорежимному мне в моей жизни и не надо вовсе, почти совсем. Да: я вижу временами тексты в дореформенной, немного, совсем немного с ними работаю - ну и что? Так почему же я так за неё? Что мне, делать нечего?

Ладно бы, что-то новенькое: споры эти несчастные идут годами, это злоба вечная и неизбывная, какого чёрта опять снова в который раз лезть на рожон и стараться кому-то что-то объяснить? Огребу же в очередной раз - и все дела?...

Считайте, что это у меня манера такая выходить на площадь. На реальные площади я вот не выхожу (с 1991 года назначенного часа ни разу не увидал, а в 1991-ом выйти не успел, ехал в поезде по направлению к Москве всё время активных событий..., да кому это надо выяснять...) А вот на эту - выхожу и дерусь. Не потому, что надеюсь выиграть, а потому, что надо. Мне - надо.

* * *
Я всю (взрослую) жизнь занимаюсь информацией текстового характера. С 1995 года - именно электронным представлением именно книжек. Я знаю про книжки - все... что мне в рамках моей компетенции положено. Это - много, можно часами рассказывать. Но чуть что - я неплохо представляю, чего я не знаю, где надо звать специалистов по типографии, где лингвистов, а где предметников. Предметников - ... да любых... Ну и так вот: во многих сферах человеческого интереса обойтись в представлении русской литературы без источников в дореформенной орфографии - нельзя. Точнее: конечно можно, всё можно, но выходит плохо и очень плохо. Сколько их, материалов в дореформенной? В общем массиве - довольно мало. Но они очень и очень важные, без них - если что... Французская пословица гласит: обед без сыра - что красавица без глаза. Вот тут тоже: чуть что - такая красавица.

Надо сказать, что для меня занятия привязки человеческих знаний к компьютеру - любых знаний, любой культуры знаний - это всё-таки не просто способ времяпрепровождения и заработка. Это - такая миссия. Когда интересная, когда нет, но важная. И в этом месте хотите - считайте меня психом, да: я считаю это серьёзной миссией. У меня есть даже очень близкие друзья, испытывающие скепсис в этом отношении - а я на них не сержусь. Так что если Вы считаете также - так мне ни холодно - ни жарко. Я продолжаю.

Так вот: под-массив русских текстов, представленный в дореформенной орфографии - это под-массив, в отношении которого мы имеем последовательную и систематическую дискриминацию. Вызванную, положим, множеством причин, многие из которых веские. Но есть результат: мы гнобим собственную культуру. Мы все участвуем в этом процессе! Кто больше, кто меньше - но все. А при любой постановке вопросов о том, как это происходит - выплёскивается злоба, бурлят страсти...

* * *
И тут мы переходим к последнему аспекту: я не только и не столько специалист по своим задачам и странным предметным сферам. Я - просто гражданин своей страны. Здесь - набормотано столько, наколдовано столько! Здесь ВСЕ земные печали БЫЛИ! И ведь сколько бы ни резать ветчину - надо отвечать в конце концов! А - как отвечать? С чего можно начать? Как разгребать ЭТО?...

Тема дореформенной орфографии - маленькая, компактная, фантастически гармоничная и целостная тема - это точка сборки. Это возможность понять: что мы делаем не так, что именно нам можно и нужно любить, а что - ненавидеть и изживать.

Злость эта, эти эмоции - они ведь не на яти и еры. Они - на что-то другое. На многое другое и разное. У многих людей - на разное. Поразбиравшись у себя в голове, каждый может понять про себя самого: что именно важного, чего он не видит, но страшно на него зол - он не замечает.

Дело ведь не в том, что человек говорит временами чушь. Да, говорит, нормальное дело. Но бывают ситуации, когда про себя можно заметить: да, сказал чушь. И не просто так лениво заметить - это как раз означает, что человек взрывается возмущением, который считает праведным. А заметить внимательно: провести работу над своими ошибками, понять, что же он хотел-то сказать? Заметить наконец-то, что за бельмо на глазу мешает ему смотреть на вещи спокойно. Не часто встречаются темы, в которых это можно делать. Учебные темы. Орфография - это удивительно добрая учебная тема. Тема - полезная именно для того, чтобы работать над ошибками, чтобы не ошибаться как в правильнописании, так и в правильном - всём остальном.

Дореформенная орфография - всего лишь гвоздь, вокруг которой всё разное намоталось. Куча разных ошибок, ересей и непоняток. А сама по себе дореформенная орфография - прекрасна! Именно тем, что не обязательна - но есть!

И это - возможность - понимаете?...

Возможность стать лучше, настоящая, честная и прямая возможность, понимаете?
Tags: О русском языке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments