Шляпник (russhatter) wrote,
Шляпник
russhatter

Categories:

Мемуары про гробы и про мех-мат.

Я тут расписался на тему про завал евреев на мех-мат. В частности, о том, как я вижу соотношение этого явления с государственным антисемитизмом СССР вообще.

http://a-rakovskij.livejournal.com/265100.html

Выкладываю у себя основное. По ссылке - сохранились кое-какие дополнительные штрихи к картине.
Фрагмент 1: что сам видел
Я ходил в этот кружок, и в теме. При этом - не будучи ни в какую евреем, но будучи из одной из упомянутых школ. Меня принимали за еврея, и это - единственный, пожалуй, случай в жизни, когда я этим явно воспользовался - но это же обстоятельство несколько меня оправдывает. Я так и не знаю, увеличил ли я свои шансы поступления тогда или уменьшил. Мне было интересно решать те самые "гробы". Из упомянутых листочков к моменту поступления я знал - все, и еще столько, и еще пол-столько. Как не-еврей, я не получил ни одного гроба.

Так вот: это был государственный антисемитизм. Проводимый из известных соображений о безопасности государства СССР. Каких соображений? Ровно тех, которые - десяток лет спустя и сработали. Но на мех-мате (кстати, исправьте у себя в тексте!) была особая ситуация. Задачи-гробы были результатом мощнейшей аналитической работы. Некоторые из них были совершенно гениальны: их просто невозможно было без подготовки решить за отведенное время - но невозможно и проаппелировать, выглядела такая конфетка чрезвычайно простенько. Я помню восхищение Сендерова, когда он рассказывал про одну такую. Так что это была настоящая игровая война или военная игра... Только она распространялась вовсе не на всех евреев, а только на очень и очень подготовленных. Игра, собственно, была вокруг только одного предмета из 4-х: вокруг устной математики. И - частично - рядом с первым экзаменом - письменной математикой. Вообще, не мудрено, что у Сендерова из рук вон плохая статистика: в игре с обеих сторон участвовали десятки. А завал шел - на сотню. Как? По другим предметам.

Судите сами: из моего класса на мех-мат поступало 17 человек. Из них - 5 евреев. В кружке Сендерова больше пары раз был вообще - один только я, исключение. Так вот, 12 поступивших и 5 заваленных. Все 5 - с характерной еврейской внешностью и соответствующими фамилиями и 5-ым пунктом в анкете, по одному на каждый из экзаменов, последний набрал полный комплект троек, и не прошел по баллам. Все остальные - без диагноза - прошли. Один из поступивших в начале 9-го класса имел совсем другую фамилию - но не характерную внешность, так что "по бабушкам", похоже, не копали, хотя - кто знает. Только один-два из этих пяти - пострадал в игре, в которую играл Сендеров. Не-евреи - подошли ВСЕ 12 человек! Как же - без антисемитизма-то?

Еще - я дружил с очень многими матшкольниками - там сплошь аналогичные ситуации.
Мой год выпука - 1981, почему Сендеров не приводил статистику по нему - я не знаю. Возможно, он был просто совсем провальный: через кружок не поступил вообще НИКТО. На курсе было несколько евреев - они попали через "тоннельный эффект". Про одного - вообще было непонятно, как он попал, он сам узнал, что сделал его отец - лет через 10. Но - после поступления - следов антисемитизма при самом обучении на мех-мате не найти было днем с огнем. Только - при поступлении, и затем уже при распределении и оставлении в аспирантуре. Были некрасивые случаи с завалом диссертаций, немного, но звонко.

В-общем, я подозреваю, Вы что-то не то поняли. Сендеров, Шень - не врут и не подтасовывают, они просто о другом...

Фрагмент 2: что думаю, полемика
Слушайте, Вы хотите справедливости и ясности - и я хочу. Так давайте не будем врать, и давайте вылавливать правду в мутном и жидком потоке источников.

Первым делом: государственный антисемитизм - был. Была особая политика властей к категории людей, выделенной по национальному признаку: "еврей". Раз была такая политика - значит были и ее жертвы. Значит, это - уже антисемитизм. Точка.

Далее, давайте выкинем упоминание про гитлеровские практики. Раз уж мы говорим про "антисемитизм в образовании" - значит мы говорим о явлении, которое гуманнее гебельсовских изысков в бесконечное число раз. Может, Вы считаете, что этим можно гордиться - я так не считаю. Это - само собой разумеющееся.

Далее: никогда за всю историю этого вопроса не было проблемы в том, чтобы сформулировать: что же это за политика такая особенная. Речь изначально шла о том, что ВСЕХ евреев надо образовывать, потому, что в своем "первозданном" национальном виде они государству никакой пользы, кроме сущего вреда, принести не могут. Вы демонстрируете высокие цифры: но это не какой-то специальный "дар евреям" - а успешно решенная государственная задача. С другой стороны, одновременно, зачем забывать тот факт, что среди национальностей СССР "национальность евреев" выделялась в частности именно массовым желанием учиться, государство просто реализовывало потребности своих граждан. Оно делало: должное, делало то, что хотело. Придираться, что оно кому-то сделало слишком много добра - мелочно.

Другое дело, как именно реализовывалась политика в отношении евреев в позднем СССР. Есть два момента, которые были "под контролем": поступление в ВУЗы и приём на работу. Тут государству худо-бедно удавалось организовывать специальные "загоны" для евреев. Это - селекция по национальному признаку, не больше и не меньше. На отдельных факультетах отдельных ВУЗов русские вообще воспринимали себя, как ничтожное меньшинство. Аналогично, были и специальные "еврейские" конторы. Было!

В других сферах - гос-антисемитизм почти отсутствовал. Наиболее болезненный сюжет - распределение выпускников ВУЗов. Тут постоянно пытались наладить процесс селекции - но из-за системного бардака это ужасно плохо получалось.
(Особенный вопрос: "совсем свои" евреи. К примеру, детей сотрудников "военного атома" - беспрепятственно пускали туда же, куда пускали их отцов. А других детей - не пускали. И это осложняет статистический анализ картины.)

Все ваши цифры не противоречат этим утверждениям, и то, и другое - правда. Просто к показателю "средняя температура по больнице" надо относиться соответственно. (И не надо упоминать всуе ковариантные матрицы, громоздкий и маловразумительный инструмент, о котором программисты почти ничего и не знают.)

Явление, которое можно назвать "государственный антисемитизм в образовании" - было. Ровно также, как была до того черта оседлости. Я полагаю, не так уж трудно сейчас составить внятный статистический анализ, и показать, что в целом политика черты оседлости принесла евреям - в среднем по больнице - больше плюсов, чем минусов. Только не надо на основании этих результатов делать выводов, что черты оседлости - вообще не было. Это - не по-нашему.

Ну, и наконец: история про завал евреев на мех-мат - ничтожна с точки зрения статистики, но это история рафинированной подлости. Уж кто-кто, а великая держава могла бы себе позволить не давить мальчиков, подготовленных на "шестерку с элементами десятки", не сеять в них ненависть к себе, не нарушать из-за них своих же собственных правил и принципов. "Дело Сендерова" - 1981-1982 год - исчезающее в масштабах страны, но почему-то Политбюро ЦК - обсуждало его лично, маразм такой особенный. Они - лидеры государства - не брезговали этой мелочью. Они лично знали об этой практике завала, и не остановили этой практики.

Это история - про подлость и мерзость, за которую большая часть долга уже уплачена. Придираясь к публикациям Сендерова и Шеня, пожалуйста, не забывайте, что они не врут.

Послесловие: ответы на некоторые вопросы, которые, как я полагаю, воспоследуют

- Нет, мне не нравится это сообщество долбанутых технарей-неудачников, в котором приходится изъясняться, что же, собственно, было. (По ссылке можно прочитать мой обмен мнениями с одним из таковых персонажей, и убедиться, что я не преуменьшаю его/их заслуги. Любопытно, что хозяин журнала - промолчал. По-видимому, его устраивает сей уровень плинтуса.)
Тем не менее:
а) это не я заинтересовал их этой темой,
б) мой текст написан, как коррекция, приложение к другим написанным текстам,
в) я не виноват, что глубоко и искренне уважаемые мной авторы текстов - не слишком задумывались, для кого они, собственно, пишут - если те, кого эта тема интересует - и так все прекрасно знают.

- Да, я считаю себя достаточно квалифицированным в теме. Более того, я полагаю, что за кое-какие свои заслуги в середине 90-х, можно было бы считать мое мнение еще и авторитетным. Странная штука - эти заслуги...

- Нет, я никого не предаю. Я пишу о том, что видел. Если кого-то удивит, насколько этот взгляд противоречит общепринятой схеме - представьте себе меня, мальчишку тогда, который замечал и удивлялся этим несоответствиям вживую. Я просто позже - сделал выводы.

- В обсуждении - по ссылке - промелькнула просьба выдать ссылку на подборки тех самых "гробов". И я задумался: почему же их нет. [Update 2: всё нашлось, я просто плохо искал. Предыдущий update здесь был не слишком-то корректным... Ниже в обсуждении - есть и дополнительная информация. ] Может, они и есть - но мне неизвестно, где они выложены. У меня вот - сохранилась папка, но совершенно нет желания что-то сделать. Есть - другое, система с задачами, где "гробы" свалены кучей вместе с не-гробами. Почему?
Да потому, что аутентичность "гробов" никого не волнует, есть куда более важная задача: учить нынешних школьников.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 113 comments